20:00 

Сегодня я впервые познакомилась с работами Альберта Бандуры, посвященным исследованиям детской агрессии, теории социального научения, теории само-эффективности и механизму отключения моральной ответственности, на котором я и хочу остановиться.
Следует упомянуть, что нравственная деятельность автором понимается двойственно: как удержание себя от негуманного поведения, так и как проактивная сила проявления гуманного поведения. Обычно исследования нравственной деятельности направлены на изучение процесса формирования моральных стандартов, стандартов "правильного" и "неправильного", позволяющих усмирять межличностную агрессию. Однако А.Бандура рассматривает противоположную сторону - механизмы, способные эти стандарты выборочно отключать.
Всего таких механизмов он выделил 8.
Первый - моральное оправдание. Деструктивное поведение очень легко оправдывается значимыми действиями, которые необходимо довести до конца, стоит припомнить здесь убийства на почве идеологии, религии, национализма.
Второй - облагораживание речи путем употребления различных тропов, эвфемизмов, маскирующих нанесенный словами ущерб.
Следующий механизм - выгодного сравнения, когда действия совершаемые человеком выставляются совершенно незначительными по сравнению с вопиющей жестокостью творящейся вокруг. Террористы очень любят использовать этот механизм, оправдывая свои действия жестоким обществом, на фоне которого их поступки кажутся им мученическими.
Все три механизма объединяет включение моральных стандартов в деструктивное поведение и отключение моральной ответственности. Собственно, моральная ответственность завязана на необходимости человека ощущать себя личностью, соблюдающей моральные требования общества, поэтому отключение этого механизма проявляется в самооправдании, поиске идей и убеждений, объясняющих собственное поведение. (Мне кажется, что для каждого морального выбора найдется свой теоретик, поддерживающий ту или иную сторону, такая жизненная константа равновесия в философии).
Следующие два механизма - смещение и распыление ответственности. Смещение заключается в том, что человек избегает ответственности, перекладывая решения на другого, а распыление - в распределении ответственности на всех членов группы.
Можно выделить три способа разделения ответственности: 1. С помощью группового метода принятия решений; 2. Через деятельность небольшой группы людей (фракционирование); 3. Непосредственно через групповое действие (действуете сохраняя анонимность, а в случае, когда вам придется давать объяснения, заявляете, что другие люди на вас повлияли). Вспоминаем Наполеона и его "массовые преступления невменяемы".
Итак, 6 - ликвидация последствий действий, если проще - отрицание возможности ваших действий находить ущерб, в этом случае механизм моральной ответственности не запускается.
7 и 8 механизмы связываются с приписыванием вины самой жертве. Бандура пишет, что совершая свои действия возможно дегуманизировать жертву и почувствовать себя справедливым, внушить себе, что жертва не имеет права называться человеком, а поэтому любые действия в ее отношении являются правильными.
И, наконец, показать силу дегуманизации для того, чтобы человек проявил себя как худший из людей, и показать силу гуманизации, чтобы он проявил себя как лучший.
Собственно, все эти механизмы интересны тем, что позволяют ответить на один важный вопрос: что заставляет плохо поступать вроде бы хороших, правильных людей.

@темы: психология

URL
   

жизнь как сценарий

главная